Мастерская художника

АВТОРСКИЙ ПОВТОР КАРТИН ИЗВЕСТНЫХ ХУДОЖНИКОВ     №5

Примеров авторских копий огромное количество. Здесь подобраны хорошо знакомые всем картины из музейных собраний.

По этим примерам видно, что авторский повтор (реплика) так же ценен как и оригинал, а иногда повтор даже более известен, чем оригинал.

Практически у всех художников прошлого были авторские повторения (реплики) удачных картин.

Многие картины художники писали повторно по просьбе коллекционеров (например П.М. Третьякова), которые приобретали шедевры для своей к

Василий Пукирев "НЕРАВНЫЙ БРАК"

Блистательные «близнецы»

 

Обе картины практически идентичны, за исключением малозаметных деталей и цветовой гаммы, похожи, словно сестры-близнецы. При этом более поздний, минский вариант, созданный в 1875 году (первоначальный датирован 1962-м), не просто так называемый список. Он вполне самодостаточен, написан мастерски, а о причинах, побудивших живописца вторично вступить в ту же реку, можно лишь догадываться. Вполне вероятно, мэтру очень понадобились деньги, а такой же шедевр захотелось иметь у себя щедрому меценату. Как бы то ни было, сегодня «Неравный брак», приобретенный у семьи циркачей Дуровых после войны стараниями директора Национального художественного музея Елены Аладовой, считается одной из жемчужин минской галереи.

…В тесноватом и полутемном пространстве церкви падающим, вероятно, из окна светом выхвачены три колоритные фигуры на переднем плане, за ними толпятся приглашенные участники церемонии. Венчается раб Божий имярек рабе Божией такой-то!

В центре композиции престарелый чиновник во фраке с орденом, богатый, знатный, плешивый и малосимпатичный, держащий в левой руке свечу и искоса с брезгливым видом поглядывающий на юную невесту в блестящем подвенечном платье и фате.

Очаровательная девушка бледна, покорно потупила заплаканные глаза и протягивает изящную ручку священнику с бородкой и в золоченой ризе, готовому надеть на палец красавицы кольцо и связать узами брака с будущим владельцем ее души и тела, которому по возрасту она годится во внучки.

Ситуация стара как мир: бесприданницу, возможно, сироту, по сути, продают, словно рабыню, бесстрастно покупающему невинность и красоту богатому сластолюбцу.

За спиной невесты стоит шафер (крайняя фигура справа), всей своей позой выражающий явное недовольство происходящим, несомненно имеет портретное сходство с самим Василием Пукиревым.

Василий Пукирев "НЕРАВНЫЙ БРАК" 1862

1862
Холст, масло. 174 х 137 см
Государственная

Третьяковская галерея,

Москва

Василий Пукирев "НЕРАВНЫЙ БРАК" 1875

1875 год,

холст, масло, 175х139 см.  Национальный художественный музей Беларуси,

зал русского искусства.

Приобретена: у А. Дуровой в 1949-м

Василий Пукирев "НЕРАВНЫЙ БРАК" 1862

Портрет С. М. Варенцова работы Пукирева.
1860-е годы

Василий Пукирев "НЕРАВНЫЙ БРАК" 1862

Эскиз к картине «Неравный брак»

Версия Николая Варенцова

Согласно этой версий, Василий Пукирев изобразил на картине любовную драму своего друга. Молодой купец Сергей Варенцов был влюблен в Софью Рыбникову, но родители предпочли выдать красавицу за человека, на 13 лет старше ее. Причем сам несчастный влюбленный был вынужден исполнять роль шафера на этой свадьбе, так как состоял в родстве с семьей жениха.

Правда, как настоящий творец, Василий Пукирев, конечно, придал драматизма своему произведению. Жених тут старше юной невесты как минимум лет на тридцать-сорок.

 В Третьяковке хранится и эскиз к картине «Неравный брак». На нем за спиной невесты также стоит сурового вида мужчина со скрещенными руками, действительно очень похожий на друга В. Пукирева Сергея Варенцова!

 Прошло время, страсти улеглись, Сергей Варенцов собрался жениться на другой. Обнаружив, что верный друг чуть было не увековечил его прежние страдания по неразделенной любви, устроил грандиозный скандал. В результате В. Пукирев сохранил название и сюжет картины, но видоизменил ее.

Версия Грибкова и Мудрогеля

Известно, что моделью, с которой Пукирев рисовал невесту, была Прасковья Матвеева Варенцова (здесь совпадение фамилий с героем предыдущей версии действительно случайно). Девушка была внебрачным отпрыском очень знатной княжеской семьи, которая принимала в ее судьбе участие. О том, что художник был влюблен в нее и сделал ей предложение, пишет знаменитый описатель московского быта Гиляровский: «Товарищ и друг В. В. Пукирева с юных дней, он (С. И. Грибков) знал историю картины «Неравный брак» и всю трагедию жизни автора: этот старый важный чиновник — живое лицо. Невеста рядом с ним — портрет невесты В. В. Пукирева, а стоящий со скрещёнными руками — это сам В. В. Пукирев, как живой.» - В. А. Гиляровский. «Москва и москвичи» Н. А. Мудрогель, старейший работник Третьяковской галереи, взятый на службу ещё самим Третьяковым, также вспоминал: «На картине Пукирева «Неравный брак» в роли шафера за невестой художник изобразил себя… И вообще, вся картина, как я знаю, является отголоском личной драмы художника: невеста с картины должна была стать его женой и не стала, богатый и знатный старик сгубил её жизнь». 

Возможно, что, влюбившийся в свою модель, художник действительно сделал ей предложение и получил отказ от знатной семьи, которая предпочла выбрать для девушки более достойный вариант. После чего полотно на самом деле стало автобиографичным, а молодой живописец своим творчеством, похоже, сумел предсказать нерадостную судьбу возлюбленной. Эта версия получила неожиданное подтверждение в 2002 году, когда в Третьяковскую галерею попал рисунок 1907 года работы известного московского художника и педагога Владимира Дмитриевича Сухова. Карандашный портрет пожилой женщины был подписан самим автором: "Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В.В.Пукирев написал свою известную картину "Неравный брак". Госпожа Варенцова живет в Москве, в Мазуринской богадельне".

Василий Пукирев "НЕРАВНЫЙ БРАК" 1862

Карандашный портрет Прасковьи Матвеевны Варенцовой в старости