Примеров авторских копий огромное количество. Здесь подобраны хорошо знакомые всем картины из музейных собраний.
По этим примерам видно, что авторский повтор (реплика) так же ценен как и оригинал, а иногда повтор даже более известен, чем оригинал.
Практически у всех художников прошлого были авторские повторения (реплики) удачных картин.
Многие картины художники писали повторно по просьбе коллекционеров (например П.М. Третьякова),
которые приобретали шедевры для своей к
1848
Холст, масло. 58.3 х 75.4 см
Государственная Третьяковская галерея,
Москва
1850-1852
Холст, масло. 56 х 76 см
Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург
Первый вариант - незаконченный.
Холст, масло. 58 х 45 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Отличительные черты - ровные зеленые обои и опущенная правая рука героини.
Обратите внимание на портрет умершего мужа - тут автор не удержался и написал себя самого в сером гусарском мундире (видимо, вспоминая свою военную службу).
«Вдовушку» общество принять не захотело, и это очень расстроило художника. Расстроило потому, что картина рассказывала о реальной жизненной драме в семье живописца - сестра художника Люба ждала второго ребенка, но внезапно потеряла мужа и лишилась средств к существованию.
Художник месяцы напролет просиживал перед картиной, писал ее снова и снова, но картина не получалась такой, как ему хотелось.
Как следствие - неизлечимая душевная болезнь, сумасшедшие дома и скорая смерть в Санкт-Петербурге в ноябре 1852г.
Единственная законченная версия
Это второй вариант, хотя на золоченой раме картины выгравирована подпись «Вдовушка. Первый вариант»
1851
Холст, масло. 57.5 х 44.4 см
Ивановский областной художественный музей (до 1930г. хранилась в ГТГ)
На портрете покойного мужа П.А. Федотов снова изобразил себя и тоже в сером мундире, но с другой накидкой и на красном фоне. Немного поменял он позу героини - правая рука теперь согнута и лежит на животе. Картина выставлялась на академической выставке 1851г., но провисела всего несколько дней - московский предприниматель, книгоиздатель и меценат К.Т. Солдатенков купил картину и увез ее к себе, не дожидаясь закрытия выставки.
Третий вариант
1851-1852
Холст, масло. 62 х 47 см
Картина не окончена, приобретена П.М. Третьяковым в 1893г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
В этом варианте П. Федотов перекомпоновал детали, изменил колорит (лиловые обои) и нарисовал у героини более тонкую шею и существенно увеличил декольте, добавил военную фуражку на кровать. Правую руку оставил лежать на животе. Переписал художник и портрет мужа, изобразив вместо себя другого человека в золотом мундире. Но даже после этого варианта, П.А. Федотов не прекратил работать над сюжетом
Четвертый вариант - незаконченный.
1852
Картина осталась незаконченной, но по сохранившимся деталям видно, что художник больше склонялся к ее первому варианту - убирал все лишнее, снова опустил руку, делал картину лаконичнее, усиливал трагизм и добивался более мрачной тональности.
1871
Холст, масло. 119 х 183 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
1877
Холст, масло. 58 х 89 см
Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург
1870-е
Холст, масло.
Николаевский областной художественный музей имени В.В. Верещагина, Николаев
На картине изображены три охотника, которые ведут между собой разговор. Главной чертой картины являются психологические портреты героев: один из них (слева) — пожилой, опытный охотник, видимо, из оскудевших дворян с увлечением и страстью рассказывающий о своих охотничьих «подвигах», второй (на втором плане) — средних лет, в русской крестьянской одежде, недоверчиво и с ухмылкой слушающий охотничьи байки своего собеседника, третий же (справа) — одетый «с иголочки» доверчивый молодой новичок, с трепетом выслушивающий россказни первого охотника, настолько заморочившими его, что он даже забывает зажечь папиросу в правой руке заготовленным в левой огоньком.
Вся эта сцена происходит на фоне довольно мрачного осеннего пейзажа, что вносит тревожный оттенок в её комическое содержание.
Любопытно также и сочетание в картине и жанровой бытовой картины, и пейзажа, и натюрморта из охотничьих вещей и дичи.
Охотоведы отмечают несуразицы в предметах (например, рожок используется для псовой охоты, когда зверя загоняют собаки, и бесполезен для ружейной).
Считается, что они нарисованы намеренно и подчёркивают атмосферу охотничьей небылицы.
1863
Холст, масло. 283 х 382 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
На картине изображена тайная вечеря — описанная в Новом Завете последняя трапеза Иисуса Христа с его двенадцатью учениками-апостолами, во время которой он предсказал, что один из них — Иуда Искариот — предаст его.
Картина была куплена в 1864 году у художника наследником цесаревичем Николаем Александровичем, старшим братом будущего императора Александра III. Произведение находилось в составе коллекции Аничкова дворца.
Николай Ге создал по крайней мере два уменьшенных авторских повторения картины
1864
Холст, масло. 67 х 90 см
Саратовский государственный художественный музей
имени А.Н. Радищева
1866
Холст, масло. 66.5 х 89.6 см
Государственная
Третьяковская галерея,
Москва
В 1857 году автор написал миниатюру картины (авторскую реплику)
Холст, масло. 28 х 42.2 см
Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул
Живописец изображает море после очень сильного ночного шторма и людей, потерпевших кораблекрушение. Лучи солнца освещают громадные волны. Самая большая из них — девятый вал — готова обрушиться на людей, пытающихся спастись на обломках мачты.
Несмотря на то, что корабль разрушен, и осталась только мачта, люди на ней живы и продолжают бороться со стихией. Тёплые тона картины делают море не таким суровым и дают зрителю надежду, что люди будут спасены
1850
Холст, масло. 221 х 332 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
картина Айвазовского «Хождение по водам», основой для которой является сюжет из Нового завета, имеет несколько вариантов
В этом сюжете на всех работах художника, изображенные на полотнах морские волны не являются сюжетным центром. Внимание зрителей моментально приковывает к себе фигура Христа, освещающая все вокруг. Ослепительное сияние яркими бликами ложится на водную поверхность, лица людей в лодке и фигуру апостола Петра, протягивающего руки к Спасителю. Движение волн, изображенное очень натуралистично, подчеркивает ошеломляющую реальность происходящего и создает эффект присутствия для зрителей. Живости добавляет также изображение стекающих с весел и одежды Петра потоков воды — один из часто встречающихся приемов на картинах мастера.
1890-е
Холст, масло. 70 х 50 см
Частная коллекция
1897
Холст, масло. 150 х 103 см
Феодосийская картинная галерея имени
И.К. Айвазовского
1888
Холст, масло.
Государственный музей
истории религии,
Санкт-Петербург
1863
Холст, масло. 58 х 47 см
Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского