Мастерская художника

АВТОРСКИЙ ПОВТОР КАРТИН ИЗВЕСТНЫХ ХУДОЖНИКОВ     

Примеров авторских копий огромное количество. Здесь подобраны хорошо знакомые всем картины из музейных собраний.

По этим примерам видно, что авторский повтор (реплика) так же ценен как и оригинал, а иногда повтор даже более известен, чем оригинал.

Практически у всех художников прошлого были авторские повторения (реплики) удачных картин.

Многие картины художники писали повторно по просьбе коллекционеров (например П.М. Третьякова),

которые приобретали шедевры для своей к

Павел Федотов

"СВАТОВСТВО МАЙОРА"

Павел Федотов "СВАТОВСТВО МАЙОРА" 1848

1848
Холст, масло. 58.3 х 75.4 см
Государственная Третьяковская галерея,

Москва

Павел Федотов "СВАТОВСТВО МАЙОРА" 1850-1852

1850-1852
Холст, масло. 56 х 76 см
Государственный Русский музей,

Санкт-Петербург

"ВДОВУШКА"

Павел Федотов "ВДОВУШКА" 1852

Первый вариант - незаконченный.
Холст, масло. 58 х 45 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Отличительные черты - ровные зеленые обои и опущенная правая рука героини.
Обратите внимание на портрет умершего мужа - тут автор не удержался и написал себя самого в сером гусарском мундире (видимо, вспоминая свою военную службу).

«Вдовушку» общество принять не захотело, и это очень расстроило художника. Расстроило потому, что картина рассказывала о реальной жизненной драме в семье живописца - сестра художника Люба ждала второго ребенка, но внезапно потеряла мужа и лишилась средств к существованию.
Художник месяцы напролет просиживал перед картиной, писал ее снова и снова, но картина не получалась такой, как ему хотелось.

Как следствие - неизлечимая душевная болезнь, сумасшедшие дома и скорая смерть в Санкт-Петербурге в ноябре 1852г.

Павел Федотов "ВДОВУШКА" 1851

Единственная законченная версия
Это второй вариант, хотя на золоченой раме картины выгравирована подпись «Вдовушка. Первый вариант»
1851
Холст, масло. 57.5 х 44.4 см

Ивановский областной художественный музей (до 1930г. хранилась в ГТГ)

 

На портрете покойного мужа П.А. Федотов снова изобразил себя и тоже в сером мундире, но с другой накидкой и на красном фоне. Немного поменял он позу героини - правая рука теперь согнута и лежит на животе. Картина выставлялась на академической выставке 1851г., но провисела всего несколько дней - московский предприниматель, книгоиздатель и меценат К.Т. Солдатенков купил картину и увез ее к себе, не дожидаясь закрытия выставки.

Павел Федотов "ВДОВУШКА" 1851 -1852

Третий вариант
1851-1852
Холст, масло. 62 х 47 см
Картина не окончена, приобретена П.М. Третьяковым в 1893г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

В этом варианте П. Федотов перекомпоновал детали, изменил колорит (лиловые обои) и нарисовал у героини более тонкую шею и существенно увеличил декольте, добавил военную фуражку на кровать. Правую руку оставил лежать на животе. Переписал художник и портрет мужа, изобразив вместо себя другого человека в золотом мундире. Но даже после этого варианта, П.А. Федотов не прекратил работать над сюжетом

Павел Федотов "ВДОВУШКА" 1852

Четвертый вариант - незаконченный.
1852

 

Картина осталась незаконченной, но по сохранившимся деталям видно, что художник больше склонялся к ее первому варианту - убирал все лишнее, снова опустил руку, делал картину лаконичнее, усиливал трагизм и добивался более мрачной тональности.

Василий Перов "ОХОТНИКИ НА ПРИВАЛЕ"

Василий Перов "ОХОТНИКИ НА ПРИВАЛЕ"  1871

1871
Холст, масло. 119 х 183 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Василий Перов "ОХОТНИКИ НА ПРИВАЛЕ" 1877

1877
Холст, масло. 58 х 89 см
Государственный Русский музей,

Санкт-Петербург

Василий Перов "ОХОТНИКИ НА ПРИВАЛЕ" 1870-е

1870-е
Холст, масло.
Николаевский областной художественный музей имени В.В. Верещагина, Николаев

  На картине изображены три охотника, которые ведут между собой разговор. Главной чертой картины являются психологические портреты героев: один из них (слева) — пожилой, опытный охотник, видимо, из оскудевших дворян с увлечением и страстью рассказывающий о своих охотничьих «подвигах», второй (на втором плане) — средних лет, в русской крестьянской одежде, недоверчиво и с ухмылкой слушающий охотничьи байки своего собеседника, третий же (справа) — одетый «с иголочки» доверчивый молодой новичок, с трепетом выслушивающий россказни первого охотника, настолько заморочившими его, что он даже забывает зажечь папиросу в правой руке заготовленным в левой огоньком.
Вся эта сцена происходит на фоне довольно мрачного осеннего пейзажа, что вносит тревожный оттенок в её комическое содержание.
Любопытно также и сочетание в картине и жанровой бытовой картины, и пейзажа, и натюрморта из охотничьих вещей и дичи.
Охотоведы отмечают несуразицы в предметах (например, рожок используется для псовой охоты, когда зверя загоняют собаки, и бесполезен для ружейной).

Считается, что они нарисованы намеренно и подчёркивают атмосферу охотничьей небылицы.

Николай ГЕ "ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ"

1864 Холст, масло. 67 х 90 см Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева  Картина была куплена в 1864 году у художника наследником цесаревичем Николаем Александровичем, старшим братом будущего императора Александра III. Произведение находилось в составе коллекции Аничкова дворца. 1863

1863
Холст, масло. 283 х 382 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

На картине изображена тайная вечеря — описанная в Новом Завете последняя трапеза Иисуса Христа с его двенадцатью учениками-апостолами, во время которой он предсказал, что один из них — Иуда Искариот — предаст его.

 

 

Картина была куплена в 1864 году у художника наследником цесаревичем Николаем Александровичем, старшим братом будущего императора Александра III. Произведение находилось в составе коллекции Аничкова дворца.

Николай Ге создал по крайней мере два уменьшенных авторских повторения картины

1864 Холст, масло. 67 х 90 см Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева  Картина была куплена в 1864 году у художника наследником цесаревичем Николаем Александровичем, старшим братом будущего императора Александра III. Произведение находилось в составе коллекции Аничкова дворца. 1864

1864
Холст, масло. 67 х 90 см
Саратовский государственный художественный музей

имени А.Н. Радищева

1864 Холст, масло. 67 х 90 см Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева  Картина была куплена в 1864 году у художника наследником цесаревичем Николаем Александровичем, старшим братом будущего императора Александра III. Произведение находилось в составе коллекции Аничкова дворца. 1866

1866
Холст, масло. 66.5 х 89.6 см
Государственная

Третьяковская галерея,

Москва

Иван Айвазовский

"ДЕВЯТЫЙ ВАЛ"

В 1857 году автор написал миниатюру картины (авторскую реплику)

Иван Айвазовский "ДЕВЯТЫЙ ВАЛ" 1857

Холст, масло. 28 х 42.2 см
Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул

Живописец изображает море после очень сильного ночного шторма и людей, потерпевших кораблекрушение. Лучи солнца освещают громадные волны. Самая большая из них — девятый вал — готова обрушиться на людей, пытающихся спастись на обломках мачты.

Несмотря на то, что корабль разрушен, и осталась только мачта, люди на ней живы и продолжают бороться со стихией. Тёплые тона картины делают море не таким суровым и дают зрителю надежду, что люди будут спасены

Иван Айвазовский "ДЕВЯТЫЙ ВАЛ" 1850

1850
Холст, масло. 221 х 332 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

"ХОЖДЕНИЕ ПО ВОДАМ"

картина Айвазовского «Хождение по водам», основой для которой является сюжет из Нового завета, имеет несколько вариантов

В этом сюжете на всех работах художника, изображенные на полотнах морские волны не являются сюжетным центром. Внимание зрителей моментально приковывает к себе фигура Христа, освещающая все вокруг. Ослепительное сияние яркими бликами ложится на водную поверхность, лица людей в лодке и фигуру апостола Петра, протягивающего руки к Спасителю. Движение волн, изображенное очень натуралистично, подчеркивает ошеломляющую реальность происходящего и создает эффект присутствия для зрителей. Живости добавляет также изображение стекающих с весел и одежды Петра потоков воды — один из часто встречающихся приемов на картинах мастера.

1890-е
Холст, масло. 70 х 50 см
Частная коллекция

Василий Пукирев "НЕРАВНЫЙ БРАК" 1862
Василий Пукирев "НЕРАВНЫЙ БРАК" 1862

1897
Холст, масло. 150 х 103 см
Феодосийская картинная галерея имени

И.К. Айвазовского

Василий Пукирев "НЕРАВНЫЙ БРАК" 1862

1888
Холст, масло.
Государственный музей

истории религии,

Санкт-Петербург

Василий Пукирев "НЕРАВНЫЙ БРАК" 1862

1863
Холст, масло. 58 х 47 см
Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского