Мастерская художника

кАРТИНЫ - ДВОЙНИКИ ИЛИ СХОЖИЙ СЮЖЕТ

Для изобразительного искусства всего мира характерно копирование чужих материалов. Однако, в последние годы стало модно называть самое безобидное творческое копирование плагиатом, а в некоторых случаях воровством.

Две похожие картины – это результат использования художниками уже реализованных композиций и идей других исполнителей. Это явление, которому не одна сотня лет и объективно оценивать его весьма сложно.

В то же время, существует множество примеров, когда художники, вдохновляясь работами классиков или своих современников, брали за основу либо сюжет, либо композицию и переделывали их на свой лад, вкладывали все свое мастерство и опыт, что в итоге давало произведения, отражающие их творческое индивидуальное видение, а иногда даже превосходили оригиналы.

1. Владислав Чахорский. «Дама в лиловом платье».
2. Джованни Коста. «Молодая девушка с цветами».

 

Джованни Коста (итал. Giovanni Costa, 1826 - 1903) — итальянский художник, военный и политический деятель. Ведущий представитель римской живописи академической школы XIX века, он способствовал распространению натуралистических идей даже среди живописцев маккьяйоли.

 

Владислав Чахурский (польск. Władysław Czachórski; (1850- 1911) - польский художник академического направления. Темой для своих полотен художник выбирал жанровые сценки; писал также портреты и натюрморты, картины по произведениям Уильяма Шукспира. Находился под творческим влиянием голландских живописцев, в первую очередь Г.Терборха. Особую известность художнику принесли его женские портреты, сделанные с величайшим вниманием к деталям. Работы В.Чахурского были столь востребованы, что заказчикам приходилось дожидаться своей очереди до 2 лет. 

1. Георг Фридрих Керстинг "Дети у окна" (1813)

Георг Фридрих Керстинг (1785 – 1847) - немецкий живописец. В 1812 г. Керстинг нарисовал две картины, где в качестве модели использовал молодую художницу Луизу Синдлер. Она поспособствовала предоставлению возможности Керстингу послать его работы Иоганну Вольфгангу фон Гете в Веймар в 1813. Благодаря Гете, работы Керстинга хорошо раскупались.

 

2. Иоганн Батист Райтер "Дети у окна" (1865)

Иоганн Батист Райтер (1813–1890) - австрийский живописец, специализировавшийся на портрете и жанровых сценах.
Творчество Иоганна Батиста Райтера находилось под большим влиянием Фердинанда Георга Вальдмюллера и Иоганна Петера Краффта. После того, как коллегами и критиками была «разгромлена» его историческая картина на религиозную тему, он стал заниматься сентиментальными и реалистичными портретами, которые и принесли ему известность. После 1850 года Райтер развелся с женой, а в 1866 повторно женился на Анне Жосефе Терезии Брайер.
Ее расточительность и желание жить в роскоши заставляет Райтера брать все больше и больше заказов, а также делать копии картин старых мастеров.

1. Patrik William Adam "The Morning Room" (1916)   

 

Патрик Уильям Адам, шотландский художник. Родился в Эдинбурге в 1854 году. Сын известного адвоката, Патрик не пошел по стопам отца, а выбрал искусство. Он однажды сказал, что "заняться живописью он был вдохновлен пышными изумрудными пейзажами своей родины». Адам начинал свою карьеру, как портретист, позже стал специализироваться на пейзажной живописи. В 1878 за свои картины Адам получил медаль Маклейна Уоттерса. Огромную известность и славу художнику принесли жанровые сцены, созданные в его легкой и воздушной живописной манере в импрессионистском стиле. Умер Патрик Адам в Северном Берике в 1929 году.

Патрик Уильям Адам (William Patrick) «Утренняя комната» и Мария Щербинина «После завтрака». Художник из Шотландии создал свою работу в 1916 году, вдохновляясь пейзажами родных краев. В 90-е годы XX века российская художница создала похожую композицию с цветами, стоящими на столе. В ее работе цвет бутонов стал белым, а окно еще больше наполняет дом светом.

2. Мария Щербинина "После завтрака" (1990-е)

 

Мария Щербинина родилась в семье художника в Москве в 1965 году. Она закончила Московское Высшее Художественно-Промышленное Училище, знаменитый институт, основанный Сергеем Строгановым, и сохранивший многое от влияния Лисицкого, Кандинского и Малевича, которые в 20-е годы преобразовали ВХУТЕМАС во ВХУТЕИН, а затем в Высшее Художественно-Промышленное Училище. Сейчас она регулярно участвует в выставках галереи Medici в Лондоне, сотрудничает с галереей Oriel и другими галереями Ирландии и Соединенного Королевства. Мария Щербинина активно работает как в России, так и за рубежом. С помощью звучных цветовых аккордов её работы передают свет, настроение, состояние природы. Каждая её работа настраивает на радостное созерцание.

1. Джованни Карото "Софонисба"

 

Джованни Франческо Карото (ок. 1480, Верона — 1555, Верона) — итальянский художник. За время работы в Мантуе попал под влияние Мантеньи, «которое подействовало на него не только более живительно, чем на других, но и сблизило его стиль со стилем Мантеньи». Влияние на творчество Карото оказали также Франческо Бонсиньори, Леонардо да Винчи, Рафаэль.


2. Джампетрино "Софонисба"

 

Джампетрино - итальянский художник, практически ничего не известно о его жизни, известно только, что это был один из учеников Леонардо да Винчи.

1.Адольф-Вильям Бугро. «Сестры»


2. Константин Маковский. «Дети, бегущие от грозы»

 

Адольф-Уильям Бугро (William-Adolphe Bouguereau) «Две сестры» и Константин Маковский «Дети, убегающие от грозы». Французский живописец написал выдающуюся картину в 1901 году. На ней изображены две девочки, находящиеся в лесу и обнимающие друг друга. Сюжет автора позаимствовал Маковский, который в своей работе использовал другой стиль написания картины.

1.Константин Маковский "Дети, бегущие от грозы" (1872),

Государственная Третьяковская галерея, Москва


2. Виктор Игнатьевич Дерюжкин "Корейские дети смело встречающие капиталистическую грозу" (1956), Пхеньянский народный музей социалистического творчества, Пхеньян

 

Во время своего первого посещения СССР в качестве главы государства в 1955 году лидер Северной Кореи Ким Ир Сен(папа Ким Чен Ира, для тех кто не знает) во время культурной программы визита был просто заворожен просмотром известного шедевра Константина Егоровича Маковского великого русского художника передвижника - "Дети, бегущие от грозы" (1872). Лидера коммунистов Северной Кореи до глубины души тронула энергетика этой знаменитой картины. Правда в беседе с тогдашним главой СССР, генеральным секретарем ЦК КПСС Никитой Сергеевичем Хрущевым он отметил, что твердо убежден в том, что корейские дети не побежали бы от грозы, а мужественно встретили стихию грудью. Импульсивный, склонный к экстравагантным поступкам Хрущев, тут же пообещал Ким Ир Сену, что подарит ему копию этой картины с внесенными в нее нужными корректировками. Что собственно и было сделано. Новую версию картины по заказу политбюро ЦК КПСС написал известный художник копиист Виктор Игнатьевич Дерюжкин. Помимо уже озвученных изменений, чтобы сделать приятное вождю северокорейских коммунистов, было решено вписать рядом с детьми собаку его любимой породы. Картина была закончена в 1956 году, и в этом же году торжественно вручена в Пхеньяне лидеру Северной Кореи послом СССР А.Ф. Догаевым. В данный момент картина находится в постоянной экспозиции Пхеньянского Народного Музея Социалистического Творчества и называется "Корейские дети, смело встречающие капиталистическую грозу"

1. Тициан «Венера у зеркала» (1554-55).

National Gallery of Art, Washington.


2. Рубенс «Венера и Купидон». (1608).

Музей Thyssen-Bornemisza, Мадрид, Испания.

1.Харменс ван Рейн Рембрандт «Девушка у окна».(1645).

Картинная галерея Далич, Лондон, Великобритания
2. Рембрандт Пил «Девушка в окне (портрет Розальбы Пил)». (1846).
3. Томас Салли «Девушка в окне».

 

Все три полотна созданы в соответствии с одной композицией. В сдержанных полутонах на холсте изображена девушка, прижавшая руки к груди и смотрящая вдаль из окна.

 

1. Питер Пауль Рубенс "Венера и Адонис" (ок. 1635), Нью-Йорк, музей искусств
2. Франсуа Буше "Геркулес и Омфала" (1730-39), Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва
3. Франсуа Лемуан "Геркулес и Омфала" (1723), Париж, Лувр

 

Вместо резюме

 

Существует множество примеров, когда авторы вдохновлялись выдающимися произведениями давно ушедших классиков или современников. Похожие картины разных художников – это достаточно распространенное явление, которое имеет право на жизнь.

С помощью чужого композиционного решения или цветовой гаммы можно создавать новые стили и веяния. При копировании нередко творцы передают в картине-клоне собственные идеи и опыт. В результате классика обретает новое звучание в произведении живописца. Работа отражала именно творческое индивидуальное видение картины другого художника. В некоторых случаях результат превосходит оригинал.